14 сентября 1842 г. произошел наиболее разрушительный пожар в истории Перми, значительно повлиявший на облик центральной части города. Пожар подробно описан Д.Д. Смышляевым по его детским воспоминаниям и рассказам очевидцев. Как Смышляев отмечал в своих воспоминаниях: "Огонь показался первоначально на сеннике при постоялом дворе мещанина Никулина, на Екатерининской улице. При сильном ветре он быстро пошел по левой стороне этой улицы к реке Ягошихи и, в то же время, с дому губернского землемера Киттары …, направился к Каме, по правой стороне Оханского проулка. В Екатерининской улице пожар дошел до Соликамского проулка и к Петропавловскому собору, по Пермской улице. Почти в то же время, как вспыхнул дом Никулина, загорелась на Ягошихе пильная мельница, т.е. город загорелся не в одном месте, а с двух противоположных сторон одновременно. От пильной мельницы огонь сообщился круподерке, стоявшей ниже, и зданиям, расположенным по берегу Ягошихи. Между тем, пламя по Оханскому проулку шло до теперешнего полицейского пруда, истребив все строения по ту и другую сторону, захватило часть Покровской улицы до Широкого переулка, направилось к Сибирскому проулку и Торговой площади, по Торговой и Монастырской улицам, и, наконец, слилось с пожаром, бушевавшим около Ягошихи и Петропавловского собора. Таким образом, менее чем в сутки, пространство, ограниченное левою, по направлению к Ягошихе, стороною Екатерининской улицы до Соликамского проулка, Широким и Верхотурским проулками, ручьем Медведкою, Ягошихою и Камою, обратилось в дымящуюся площадь, уставленную печными трубами деревянных и обгорелыми стенами каменных домов". Пожар был настолько сильным, что зарево было видно в Оханске.
Всего том в пожаре сгорело 300 домов. Сгорели старейшие дома на Петропавловской площади и улице — памятники времён наместничества: обширный "дворец" или бывший генерал-губернаторский дом, дома губернатора и вице-губернатора, дума, здание губернской чертёжной, старинные корпуса казарм, где некогда помещались губернские присутственные места, губернская мужская гимназия, обширный частный дом Смышляева, бывший Жмаева, дома Походяшина. Также сгорели дома почтовой и удельной контор, дома уральских заводовладельцев по Монастырской улице, главная и горная гауптвахты и многие другие. В эпицентре пожара удалось сохраниться только дому Чадина, с чем связана городская легенда про кикимору, дому горного начальника и южной половине гостиного двора.
Пожар очень сильно изменил внешний вид города. После него значительно погоревший город начал массово строиться заново, причём возводились преимущественно каменные дома. Центр города от надолго опустевших окрестностей Петропавловского собора переместился на Сибирскую улицу, ставшую в дальнейшем главной улицей в городе.
ПГХГ.
РГИА. Ф. 733. Оп. 43. Д. 54. Л. 14-15.
|
|